hifi news.ru / Евгений Домрачев / отредактировано
Несмотря на, казалось бы, технический рост современной аппаратуры, многие любители музыки со стажем отмечают паршивое качество записи релизов нынешних дней. Они звучат громко, плоско и быстро утомляют слух. И это отнюдь не старческое брюзжание. Речь в этом материале пойдет не об эфемерных вещах вроде "магического звучания старой ламповой техники" и не о вкусо-стилевых пристрастиях. Как мы увидим ниже, "под раздачу" попадают и "старички". Претензия меломанов опирается на совершенно конкретные физические показатели. Наверняка каждый владеющий более-менее объемной коллекцией СД отметит, что диски выпусков до середины 90-х годов на слух звучат "тише", чем более современные издания. Чем это объяснить? Чем достигается этот эффект, за счет чего он происходит и что раньше мешало сделать их более "громкими"?
В качестве примера приведем полную разочарований историю одного
заядлого поклонника группы Rush. Зная, как обычно трепетно относились
Rush к рекордингу, он был потрясен безобразно-грубым звуком альбома
"Vapor Trails". Пытливый меломан решил посмотреть поподробнее треки в
звуковом редакторе Sound Forge и сравнить их с образцами из предыдущих
альбомов Rush. Результаты "вскрытия" можно посмотреть на рисунках:
Альбом "Vapor Trails" был выпущен в 2002 году. "Counterparts" – в 1993-м,
"Roll The Bones" – в 1992-м, "Power Windows" – 1985-го, – это был первый
компакт Rush, который записывался в цифровую ленту. Альбом 1984-го года
"Grace Under Pressure" изначально записывался на аналоговую ленту.
Ну что тут сказать... Группа (или, возможно руководство лейбла,
настоявшее на именно таком варианте издания) стали жертвами всеобщей
звукозаписывающей пандемии "Громче – значит лучше". А это хворь по своей
заразности не лучше птичьего гриппа...
Как делали CD в 80-х…
Звуковой материал для компакт-дисков 80-х годов (если сейчас не брать
во внимание проблемы цифрового оборудования тех лет, страдающего
большим джиттером и не очень точным преобразованием) готовился с
соблюдением "всех правил корректности". Как известно, уровень цифрового
сигнала ограничен величиной 0 дБ. Выше возникает "клиппинг" –
недопустимые искажения, гораздо более безжалостные чем, скажем,
"перегрузка" уровня записи на магнитной аналоговой ленте. Во избежание
клиппинга, при подготовке цифрового мастера в 80-х выбиралось место
записи с самым высоким значением уровня сигнала – "пик", относительно
которого выставлялся уже весь остальной уровень сигнала на цифровом
носителе. А во избежание непредвиденных флуктуаций и для "запаса по
мощности" значение самого "пика" лежало где-то на несколько дБ ниже
нуля.
«А он мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой»…
Острая конкурентная борьба на полях радиоэфира, являющегося одним из
основных инструментов обретения популярности исполнителя, привели к
рождению мифа о "громком победителе". Дескать, слушатели приметят того,
кто из ротации громче всех гаркнет. А как это сделать, если аппаратура
для записи стандартизована? Правильно, любыми способами добиться
увеличения громкости на носителе.
Первым делом "пики" были подтянуты к 0 дБ. Этого оказалось мало.
Чтобы приблизить основной материал к теоретически возможному пределу
цифрового уровня 0 дБ было принято решение наплевать на эти "пики". И
малость подобрезать их для того, чтобы они не выходили на уровень выше 0
дБ. А, как известно, аппетит приходит во время еды и в настоящее время
мы имеем подавляющее количество "громких" компакт-дисков с записью,
рисунок который напоминает шестеренки. Или кремлевские стены – известный
азиатский оплот патернализма и тирании, что по метафорическому
тождеству созвучно с шестеренками. Тоталитаризм, механистичность,
репродукторы с громогласными маршами, словом, мрачная картина.
Обвинение в цифрах
Если отвлечься от печальных исторических аналогий, то на техническом
языке это называется "компрессия" – очень похоже на "сжатие" (еще на
"гнет" похоже – опять вылазит политический термин). Это уже "почти МР3",
не правда ли? В принципе, кастрационная, антимузыкальная суть здесь
одна и та же – отбрасывание "ненужной информации" – с той лишь разницей,
что в МР3 эта процедура касается частотного спектра сигнала, а в нашем –
применяется к его амплитуде. Причем неутомимый поклонник группы Rush в
своем исследовании предъявил и точки клиппинга в новодельных записях
своего любимого коллектива:
Альбом | Пик, dBFS | Клиппинг-сэмплы, шт. | Средневзвешенная мощность RMS, dB |
Vapor Trails (2002) | 0 | 110 | -9,5 |
Counterparts (1993) | 0 | 5 | -14 |
Roll The Bones (1992) | 0 | 5 | -17 |
Power Windows (1985) | -0,3 | 0 | -18,5 |
Grace Under Pressure (1984) | -0,3 | 0 | -18,5 |
За образцы были взяты 10-секундные отрезки, так что клиппинг-семплов
на самом деле гораздо больше, счет идет на многие тысячи. В результате
звуковая волна искажается и принимает вот такой вид:
О достоверной передаче записи и прочих гурманских вкусностях вроде
гармониках верхнего порядка речи уже не идет. С другой стороны, когда
подавляющее большинство слушателей ныне потребляют сплющенную
мр3-кодеком музыку из флеш-плеера через пластмассовые затычки, гармоники
уже никого не интересуют; действительно – «было бы погромче, да и
ладно».
Стоило ли огород городить?
Достигаются ли первоначальные цели компрессии? Весьма сомнительно.
Хам заметен своим галдежом только в толпе культурных людей. Если вся
толпа состоит из хамов, если все они одинаково одеты и острижены, то
здесь уже некого выделять – это, наверное, футбольные фанаты. Приближая аналогии к
делам акустическим, можно привести пример с задушевным общением в
коммунальных квартирах, или просто в неблагополучных семьях – орет
телевизор, орут проживающие друг на друга – взаимопонимания от
количества накрученных децибелов явно не прибавляется.
Новодельные записи павианьим ревом своим устрашают лишь редкого ценителя качественного звука, во всех же прочих случаях – уныло занимают свое место в маркетинговом лотке, да и только. На радиостанциях для трансляции материала на одном уровне громкости стоят собственные компрессоры сигнала – им безразлична изначальная амплитуда записи, так что чье-то стремление выделиться лишь за счет студийной компрессии здесь не поможет. А может даже и навредить, поскольку штатный процессор радиостанции придавит имеющиеся пики нескомпрессированной записи, а предварительно обработанной – придавит весь уровень, поскольку пиков у нее практически не осталось. Так что скомпрессированная «громкая» запись в радиоэфире может даже зазвучать хуже, чем «тихая». Такие случаи тоже имеют место быть. В профессиональной среде известна история с Grammy Awards, когда в 2001 году из двухста претендентов на приз за лучший рекординг получила единственная запись, где не использовалось компрессирование сигнала. Остальные диски, по словам жюри, было просто тяжело слушать.
Новодельные записи павианьим ревом своим устрашают лишь редкого ценителя качественного звука, во всех же прочих случаях – уныло занимают свое место в маркетинговом лотке, да и только. На радиостанциях для трансляции материала на одном уровне громкости стоят собственные компрессоры сигнала – им безразлична изначальная амплитуда записи, так что чье-то стремление выделиться лишь за счет студийной компрессии здесь не поможет. А может даже и навредить, поскольку штатный процессор радиостанции придавит имеющиеся пики нескомпрессированной записи, а предварительно обработанной – придавит весь уровень, поскольку пиков у нее практически не осталось. Так что скомпрессированная «громкая» запись в радиоэфире может даже зазвучать хуже, чем «тихая». Такие случаи тоже имеют место быть. В профессиональной среде известна история с Grammy Awards, когда в 2001 году из двухста претендентов на приз за лучший рекординг получила единственная запись, где не использовалось компрессирование сигнала. Остальные диски, по словам жюри, было просто тяжело слушать.
И самое главное, из-за компрессирования композиция теряют важную
музыкальную составляющую – ДИАПАЗОН, т.е. разницу между самым громким и
самым тихим звуком. При компрессировании сигнал становится громче (хотя
вообще-то это работа усилителя), но при этом запись теряет в ясности и
эмоциональности, делается плоской и орущей. Если довести идею компрессии
до абсурда, мы получим лишь белый шум. Спору нет, существуют нойзовые
музыкальные направления, но тем-то они и хороши, что в аудиоколлекции
могут контрастировать с деликатной фортепианной пьесой. А так, слушая по
трансляции назойливый перестук и заклинания певицы Beyonce – красивой
лицом и бедрами, ловишь себя на мысли, что ШУМ, производимый этим
бессмысленным и утомительным синглом, уже практически сравнялся с самыми
жестокими творениями мастера камиказде-нойза Merzbow.
Комментариев нет:
Отправить комментарий